Диалоги с Рунетом на 5 шотов

Лёша Курбатов

Иллюстратор

20 июля 2011

#1Пару слов о себе

Меня зовут Лёша Курбатов. Я родился в 1985 году, в Самарканде. Потом переехал в Москву, закончил школу и колледж, работал дизайнером печатной продукции до тех пор, пока не увидел графический планшет, бросил все и стал рисовать. А сейчас меня осенило: если 26 лет жизни человека можно уместить в две фразы — есть ли смысл слушать его дальше?

В какой-то китайской сказке шла речь о китайце, который никогда не прилагал усилий, но всегда расчитывал направления воды и ветра. Так он не преодолевал реку, а плыл по ее течению, не ограждался стеной от ветра, а строил дом у подножья горы.

Мне недавно показалось, что нужно правильно расположиться и дальше тебя понесет в нужном направлении. Я перестал делать что-то вопреки. Понадобились деньги — пошел работать. Захотел рисовать — бросил работу. Что-то получилось — можно продолжить. Заказали иллюстрацию — да вот она, та же работа!

Свои первые картинки я продавал по рублю собственным родственникам, потом, уже в школе мне сказали: «Вот тебе, Леша, кабинет ИЗО, устрой в нем выставку» Потом я рисовал в школькую газету, потом новогоднюю открытку в типографии, потом календарь в студии, и, надо же, все это время мечтал стать киноведом или поваром. В результате понял, что от рисования не уйти и успокоился. Главное, чтобы кровать была по росту, и никто не учил жизни.

Так что хитроумных решений я никогда не принимал. Но устроился — лучше не придумаешь. Сижу, значит, рисую картинку в журнал. Потом думаю, не пора ли отдохнуть? Беру другой сюжет и рисую уже для себя. В общем, работа и хобби подружились, не нужно даже вставать. Близкие говорят, что я как старый дед крякну — и сижу дальше.

#2Ваш инструментарий

Любой пианист вам скажет, что внутри рояля есть молоточек, он бьет по струне — и вот тебе фа-диез. Я каждый день здороваюсь со своим компьютером, и совершенно не представляю, что там у него внутри. Мы, кстати, знакомы с семи лет, но единодушия пока не нахожу. Вообще, вся эта околожелезная тематика вызывает у меня тоску, вялость, в итоге — сон.

Тем не менее, я освоил несколько программ, и Фотошоп в их числе. Сначала работал мышью, потом на графическом планшете. Потом у меня появился планшет-монитор Wacom Cintiq 21UX, чему не устаю радоваться. Теперь этот планшет-монитор я хочу подключить не к системному блоку, а к ноутбуку, потом, вероятно захочу рисовать, не приковывая себя к розетке, куплю подрамник, холст — и в поля!

Кстати, о живых материалах. У меня есть небольшая библиотека мазков-разводов и несколько кисточек, которые дают нужную линию: в романтической истории — белка и колонок. В экспрессивном сюжете — свинья и жираф. В мягкой истории — акварель и бумага, в психологическом конфликте — холст и масло. Я сканирую получившиеся текстуры, накладываю на подготовленную заранее фотографию и довожу на планшете. Тут одна хитрость, которую часто повторяю — железная задница. Нет, серьезно. Чаще всего надо просто сидеть и рисовать весь день.

Единственное, что в этой ситуации меня огорчает — это постоянный конфликт между теми, кто работает только с живыми материалами и теми, кто «рисует компьютерно». Уважаемый мною Норштейн до сих пор говорит: «Нажал кнопку и все получилось».

Ничего тут не получается. Просто одни рвут лист пополам, другие нажимают крестик.

  •  

#3Проект, которым вы гордитесь

Гордости нет. Но я довольно бережно отношусь к иллюстрациям из журнала «Сноб». Хотя по мере отдаления от настоящего момента, предыдущие работы кажутся хуже и хуже. Тут речь даже не о качестве (все изданное можно нарисовать заново и получится лучше), просто видишь как меняется стиль, формируется картинка. Какие бедные цвета были вначале и какие тона пытаешься передать сейчас.

Другие могут считать по-другому, но я стал больше задумываться над тем, что делаю. У Довлатова был принцип: все слова в предложении начинать с разных букв. В иллюстрации, если она в цвете, я стараюсь начинать каждую новую работу с разного цвета. Это встряхивает, перенаправляет и абсолютно отвлекает от всего предыдущего.

Еще мне кажется удачной затея с портетами замечательных людей. Тут еще много работы, но если каждый из нас нарисует по портрету, у человечества есть шанс не утонуть в майках с Че Геварой и роботом Бендером. В общем, как говорит моя бабушка, надо бороться.

1 / 11

#4Книга, которую должен прочесть каждый специалист вашей области

Специалист моей области должен читать хорошие тексты любого характера. Я просто настаиваю на хороших, продуманных, талантливых текстах. Это не снобизм, ведь если верить Козьме Пруткову, «люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».

Не знаю, в каких учебниках об иллюстрации написано про уважение к слову. Обязанности поделены между типографами (берегут форму) и филологами (берегут смысл).

А вообще есть конечно, ряд книг полезных для понимания жизни художника, его мышления, видения мира. Мне в свое время очень понравилась книжка о детской иллюстрации в Америке и Европе «Когда мы были детьми» Уильяма Фивера. Воспоминания Волошина о Сурикове и Репине. «Мир искусства» Наталии Лапшиной — довольно подробные очерки о Баксте, Сомове, Бенуа, Лансере и др. Воспоминания Нестерова — тоже полезно почитать. Это все не про секреты успеха, а о каждом конкретном человеке.

#5Профессиональный совет колегам

Когда я был маленький, меня пару раз ставили в угол. Делать там совершенно нечего, тоска невероятная. Стоишь носом в стык и думаешь: «Мне бы сюда конфету, автомат, книжку с картинками и такую полочку маленькую чтобы на нее все это положить». Последние 10 лет мой стол стоит в углу, на нем компьютер, над ним полка с книгами. И совсем наверху — конфеты. Обожаю этот угол, тут все мое, все так, как хочется. Это к тому, что нельзя путать благородное одиночество с тягостной скукой: в любом месте нужно уметь найти себе занятие.

Еще хотел сказать, что никакой китайской сказки про китайца, разумеется, нет.

 


Расскажи друзьям

 

Комментарии