Диалоги с Рунетом на 5 шотов

Андрей Шапиро

Дизайнер интерфейсов

4 мая 2011

#1Пару слов о себе

Родился, обитаю и работаю в Челябинске. С компьютерами знаком плотно с эпохи Спектрума — золотое время для многих, кто участвовал в этом. Программировали на Ассемблере, рисовали в Art Studio пиксельные шрифты, подражая антикве и сжатому гротеску, писали восьмибитную музыку.

В профессию пришел так: во второй половине 90-х в России был бум видеокассет, отец занимался тиражированием. Кассетам нужна была упаковка, шильдик. Так я постиг тогдашний Photoshop 4 и приобрел первого строгого заказчика. Потом появился веб и с ним первый опыт верстки, программирования, затем общение с клиентами, сотрудничество с несколькими веб-студиями города и уход в управление проектами.

Крен в сторону интерфейсов случился в 2006 году. Мы в Кэпитал АйТи разрабатывали клиентскую часть комплекса цифрового телевидения. Там было два типа конечных устройства: приставка set-top-box, управляемая пультом, и обычный PC с браузером. Морда нужна была обоим. Тогда я сделал свой первый видеопрототип, склеив его по кадрам. Сейчас он мне кажется смешным, но с него всё началось.

Мне никогда не удавалось заняться дизайном тотально, как бы мне этого хотелось. Всегда проектированию сопутствовала организационно-управленческая деятельность, которую я люблю и уважаю не меньше проектировочной. Поначалу я всё хотел определиться: дизайнер я или управленец, а потом просто перестал морочиться на эту тему. Так они со мной обе и живут.

Кроме интернета и компьютеров пою, играю на гитаре, иногда аранжирую и записываю песни. В последнее время пристрастился готовить.

#2Ваш инструментарий

Больше всего я люблю этап эскизирования интерфейса на бумаге. Контуры рисую линерами Faber-Castell Ecco Pigment 0,1, 0,3 и 0,6 мм, тени и плашки — маркерами Copic ненасыщенных оттенков или цветными карандашами. Бумага потолще: 160–200 г/м². Работая руками, хорошо разгружаешь голову. К тому же, бумага не имеет ограничений, наименее обусловлена из всех инструментов.

В офисе сижу за Маком, дома — PC. Основные инструменты на обоих: Индизайн, Фотошоп, Иллюстратор, именно в таком порядке. Когда нужно сделать скетч, но бумагой не воспользоваться, лучшее, что я нашел — Autodesk Sketchbook Pro 2. Эта программа, на мой взгляд, интерфейсный шедевр, оптимизированный под работу с планшетом.

С манипуляторами никак не привыкну к чему-то одному. Использую и планшет, и мышь, в зависимости от ситуации. Мечтаю о времени, когда можно будет всё делать непосредственно руками, не ощущая разрыва между виртуальной средой и действительностью.

На PC не могу обходиться без TechSmith SnagIt Pro — это утилита для снятия и организации скриншотов и скринкастов. Для пакетных обработок фотографий использую консольный Nconvert с набором «обёрток». Для заметок ничего существенного не нашел, исторически «сижу» на OneNote, и вынашиваю идеи создания сервиса для организации заметок, буду рад найти единомышленников, не боящихся конкуренции с Evernote.

С 2007 года веду хронометраж, это очень дисциплинирует. Записываю не всё подряд, а только рабочее время, потраченное по делу. В конце месяца, года, собираю данные, анализирую, делаю выводы. Средства для хронометража самописные, сейчас на базе Excel.

#3Проект, которым вы гордитесь

Пожалуй из последнего наиболее существенны начинания с «Мекрой» — методологическим кружком интерфейса и информационного дизайна, что нам удалось стартовать в ноябре минувшего года в Челябинске. Сделано пока немного, за это время прошло семь занятий, были и теория, и практика. Сейчас кружок временно на паузе.

По изначальному замыслу кружок должен был стать площадкой для группового решения трудных задач проектирования: в Челябинске дизайнеру нелегко найти родственную среду, часто даже в компаниях они вынуждены работать в одиночку; а также помочь развить вкус и навыки проектирования у его участников.

Проблемы такие были встречены. Выстроив теоретический материал последовательно, я не учел, что люди будут посещать с пропусками, по возможности. Вместо ожидаемой среда получилась довольно смешанная: дизайнеров поменьше, разработчиков и руководителей побольше. Введение требования обязательного выполнения домашнего задания выкосило группу из 40 человек до 13 за три захода. Хотя костяк и успел сформироваться, ребята часто не успевали делать задания и мало работали по теме на неделе. Стало понятно, что встречаться раз в неделю на три часа с таким подходом малопродуктивно.

Нужно понять в каком направлении двигаться далее. Судя по обратной связи, нужно продолжать. В скором времени, когда появится ясность с форматом, кружок снова заработает.

#4Книга, которую должен прочесть каждый специалист вашей области

Мы всё интенсивнее следим друг за другом: кто что сказал, что сделал, что прочёл. Вокруг нас огромное облако обусловленной информации. Чаще пустопорожней, противоречивой, хорошо, если не поддельной. Поэтому я рекомендую чаще заглядывать в первоисточники: природу, внутрь себя и иногда читать существенные книги, написанные очень давно лучшими из людей. Например: Бхагавад Гита, Кхатха Упанишада, Дао Дэ Цзин, Хагакурэ.

Всем руководителям страстно рекомендую лекции Г. П. Щедровицкого по организации, руководству и управлению. Эта удивительная работа способствует, как минимум, развитию мышления.

#5Профессиональный совет колегам

Самое главное — думайте о том, что вы делаете, зачем вы это делаете, кто и как будет использовать результат вашего труда. Только эти три уже способны оздоравливать, формируя самосознание.

Проектирующим советую как можно быстрее выпускать свои детища, на какой стадии бы они не находились. Застои и зарывательства в излишнюю проработку останавливают творческий поток, свет уходит. Лучше постоянно балансировать между крупным планом и общим видом и как можно раньше выпускать цельный продукт.

Если вы начинающий дизайнер интерфейса, непременно ввяжитесь в проект, который будет иметь реальную жизнь. Обычно это здорово открывает глаза, ваше уютное проектирование перестает быть отдельным миром, а вы для себя открываете массовые нагрузки, отклики пользователей и непередаваемые ощущения от работы с людьми для людей.


Расскажи друзьям

 

Комментарии