Диалоги с Рунетом на 5 шотов

Александра Королькова

Шрифтовой дизайнер

30 марта 2011

#1Пару слов о себе

Сейчас живу в Москве, работаю начальником шрифтового отдела в ПараТайпе. До этого успела попреподавать в пяти вузах (не одновременно), и недолго, но с удовольствием, работала в детском издательстве Trimag, сейчас время от времени с ними общаюсь.

До семнадцати лет спокойно обходилась без компьютера, получила в школе довольно приличное гуманитарное образование. В профессию пришла случайно: поступила в Полиграф (Московский государственный университет печати) в надежде стать художником.

Основная специализация — шрифтовой дизайн (включая леттеринг), вторая основная специализация — книжный дизайн (занимаюсь им редко, но с удовольствием, в основном детской книгой).

Помимо работы иногда делаю что-то руками, но хобби в нормальном понимании у меня нет.

Более или менее регулярно пишу в ЖЖ, ещё у меня есть полузаброшенный аккаунт на Фликре и заглушка на месте будущего сайта, хостинг под который пылится уже года два. С 2007 года участвую в совместном с Иваном Величко из студии «Щука» проекте по рисованию надписей — http://letterwork.ru/. Те мои шрифты, которые продаются (как лично мои, так и в рамках работы) можно посмотреть здесь. Твиттера у меня нет, Фейсбуком практически не пользуюсь.

#2Ваш инструментарий

Основная программа, в которой я работаю — FontLab Studio, в дополнение к ней пользуюсь плагином Font Remix Tools. Кернинг делаю вручную, а не с помощью сторонних программ или сервисов. Если собрать нормальные классы, это не так долго и страшно, как кажется. Когда начинаю работу над шрифтом, обычно обхожусь очень приблизительным эскизом-концепцией, а детали уточняю уже в FL.

Надписи рисую в Фонтлабе.

Всё, что как-то связано не со шрифтовым, а с графическим дизайном, делаю в Индизайне, Иллюстратор не очень люблю.

Операционная система не принципиальна, главное, чтобы у мыши было не меньше двух кнопок (так сложилось, что я всё делаю мышью, планшет не приживается). Ещё нужен сканер для эскизов надписей и лазерный принтер, желательно с 1200 dpi, для тестирования шрифтов и проверки набора в книгах.

Кроме того, под рукой обязательно должны быть бумажки (именно разрозненные бумажки, блокноты тоже не приживаются) и ручка или карандаш. Такая бумажка лежит у меня на столе, это часть процесса работы над новым шрифтом.

#3Проект, которым вы гордитесь

Из того, к чему я имею отношение, в России больше всего известна «Живая типографика», а за пределами России — PT Sans (хотя это коллективная работа) и, я надеюсь, к нему присоединится PT Serif.

«Живая типографика» выросла из дипломного проекта. Целью было сделать полезную и демократичную книгу для студентов-дизайнеров и других начинающих. Недавно вышло третье издание (хотя на сайте обновить информацию я ещё не успела), так что, видимо, свою задачу книга выполняет; от раза к разу стараюсь исправлять замеченные опечатки и глюки.

Проект общедоступных шрифтов, к которому относятся PT Sans и PT Serif — не моя идея и инициатива, но после предложения в нём участвовать в роли основного дизайнера я постаралась сделать всё возможное. Специфика проекта не только в том, что пришлось рисовать много не очень знакомых знаков, но и в том, сколько времени это заняло: каждая часть (Санс и Сериф) делалась почти год, при том, что темп работы медленным назвать трудно, и потом ещё год всё это развивалось/развивается и дорабатывалось/дорабатывается. Сейчас веб-версии этих шрифтов лежат, кроме всего прочего, в Google Font Directory.

#4Книга, которую должен прочесть каждый специалист вашей области

Вот когда напишу книгу про шрифтовой дизайн, буду её рекомендовать в качестве «книги, которую должен прочесть каждый желающий стать шрифтовым дизайнером» ;)

А если серьёзно, то работа в этой области складывается, с одной стороны, из терпения, усидчивости, изучения истории предмета и вникания в детали, с другой — из анализа, логики и теоретических основ, и с третьей — из отслеживания тенденций и новостей. Так что и подходить к выбору профессиональной литературы я бы советовала с этих же с трёх сторон: со стороны истории кириллицы (если удастся достать, например, «Русский гражданский шрифт» А. Г. Шицгала и если хватит на него терпения), со стороны теории латиницы (начиная с Letterletter Геррита Ноордзея и далее) и со стороны современности — разнообразных шрифтовых сайтов, блогов и магазинов (увы, в основном англоязычных — там больше информации).

Ну и точно не советую покупать книги типа (условно) «Тысяча прикольных шрифтов» — картинки, кроме разве что серьёзных исторических подборок вроде Type: A Visual History of Typefaces and Graphic Styles, можно смотреть и в интернете, а вот длинных теоретических текстов на шрифтовые темы там не так много.

#5Профессиональный совет колегам

Мне кажется, надо любить то, что делаешь. Или делать то, что любишь — на выбор.


Расскажи друзьям

 

Комментарии